четверг, 17 ноября 2016 г.

Sberbaba и Aligref

Давнишняя мечта Германа Грефа сделать из Сбербанка крупнейшую ИТ-корпорацию, похоже, дает течь, - как ты ее деньгами ни конопать, мечта эта двинулась в темные глубины небытия вслед за чередой роботов, кредитных детекторов лжи, национальных карт и других громких имиджевых неуспехов Сбербанка.

Но, мечта - она, как пепел Клааса в сердце Тиля, - бьется в ровно стриженый метросексуальный висок, очень хочется встать в ряды мировых ИТ-знаменитостей: Цукерберг, Бринн, Джобс и… Греф. Так и вспоминается тройка великих слепых: Гомер, Мильтон и Паниковский.

Ровно в день пролетарской революции 7 ноября Греф опубликовал заявление о том, что Сбербанк намерен создать на базе своей инфраструктуры ‘национальную торговую платформу’ по образу Alibaba. Мы предлагаем сразу запатентовать название для этого-вот-неизвестно-чего - Sberbaba. Звучит очень по-русски: в слове ‘баба’ есть и обстоятельность, и доброта, и широта души, а в слове ‘сбер’ есть все остальное, т.е. - народные деньги на очередное развлечение Грефа. Безусловно, в кругах посвященных это-новое-нечто будут называть более персонифицировано – Aligref.

К созданию Sberbaba Греф приглашает ‘другие’ компании, но желает это как-то без акцентов на компетенции, скорее, из вежливости. Действительно, Сбербанк может найти денег на создание реплик практически всех входящих в Alibaba бизнес-направлений от торговой площадки, до логистических сервисов и платежной системы. Однако остается совершенно неочевидным, в какой роли государственный банк будет все это исполнять. Если просто кредитовать третьи компании под этот проект, то тогда при чем тут персона Грефа, а если становиться владельцем и выгодоприобретателем всей инфраструктуры, то, как это соотносится с Уставом Сбербанка?

Вообще, сама идея клонировать бизнес Alibaba руками госбанка в условиях замкнутой рецессирующей российской экономики кажется абсолютно несвоевременной и, возможно, даже вредной. Поскольку, зная Грефа, мы понимаем, что на создание Sberbaba будут не только откачаны миллиарды долларов из Сбербанка, но и будет запрошено госфинансирование, как это было с картой УЭК. Это ж все в интересах народа! Только народ тот все равно будет покупать на китайском Alibaba, поскольку вопрос не в том, где площадка, а вопрос в том, где товар. Убогая Почта России месяцами тащит посылки из Китая, теряя и уродуя их по дороге, Дума с таможней накладывают пошлины и ограничения, а российский народ все равно покупает на китайском Alibaba. Сотни тысяч мелких китайских производителей именно и создали рыночную потребность в бизнесе а-ля Alibaba, многократно более мощная экспорто- ориентированная экономика Китая открыла Alibaba ворота во внешний мир. По мере роста торговых оборотов развивались канальные бизнесы, а в итоге стала целесообразной и собственная платежная система – Alipay. Нет сомнений, что ей быть, поскольку она рождена не амбициозным госчиновником с шальными деньгами, а самой жизнью.

Слишком неопределенными кажутся как целевые показатели, так и совокупность субъективных и объективных обстоятельств российского опыта и экономики. Ошеломительные цифры в четверть торгового оборота России и 65 трлн. руб. к 2025 году похожи на прогнозы по запуску группы молодых энтузиастов на Альфа-Центавру. (Они никогда не вернутся, но помнить об их подвиге мы будем всегда.)

Таким образом, пытаясь резюмировать, позвольте спросить: может ли Сбербанк создать Alibaba? Ответ прост: может, но не Сбербанк и не Alibaba. А Sberbaba и Aligref у нас и так есть. Что их создавать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий