среда, 27 мая 2015 г.

Вывод денег из Сбербанка? Это не Греф!

Российский интернет облетела очередная новость о славных делах императора Всея Сбербанка Германа Грефа.

В своих публикациях мы ранее касались и темы сделки по покупке Сбербанком “Тройки-Диалог”, и вопросов противостояния с Поймановым по делу “Павловскгранита”, и даже понятного нам всем теплого отношения топ-менеджеров Сбербанка к своим детям. Что же происходит в Сбербанке и лично с Германом Грефом сейчас?

Брусиловский прорыв Грефа

Недавно пришла новость о том, что Сбербанк продает свои “дочки” в Восточной Европе. Этого стоило ожидать еще и до наступления политического и экономического кризиса: прорыв Грефа в Европу напоминал наступление героического корпуса генерала Брусилова. В 1914 году Брусилов прорвал линию фронта противника и углубился на 400 км вглубь Европы. Обозы отстали, солдаты устали, корпус нес страшные потери, а цель наступления достигнута не была. Поскольку этой цели не было. Был героический порыв, желание воевать, возможно, личные воинские амбиции генералов. Ничего не напоминает?

Грефу, безусловно, льстил и льстит образ западного банкира, крупного экономиста и политического модератора. Полинявшие скошенные бараки деревенских офисов Сбербанка никак не складывались в нужный puzzle. Снились уютные европейские улочки, где на стенах висят опухшие скособоченные кошельки, в которые за миллионы долларов Артемий Лебедев превратил с детства привычный аккуратный кошелечек, похожий на любимого всеми персонажа игры Packman. Как Кисе Воробьянинову, виделся Грефу алмазный туман элитных драгоценностей на приемах с европейскими VIP-клиентами, которые, отчаянно опустошив счета в банках Швейцарии, срочно открыли депозиты под придуманными самим Грефом названиями “Управляй-копи”, “Трать-не бойся”, “Пенсионный миллиардерский” и т.д.

Идея охватить европейское население банковскими сервисами нового игрока массами не овладела. Кризис вбил последний гвоздь в крышку гроба надежд на выживание “дочек”. Теперь Сбербанк планирует закрыть и продать свои приобретения. В прессе несколько раз критиковались завышенные ожидания Банка по ценам продажи. Мы не очень хорошо ориентируемся в текущих ценах на рынке банков, но не вызывает никаких сомнений, что активы будут проданы со значительным дисконтом к цене покупки. Если для проводов “дочек” Греф позовет сыночка, то фирма НЕО-Центр оценит активы перед продажей в соответствии с текущей “кризисной ситуацией”, что создаст возможность образовать некие гандикапы в ценах продажи. И найти интересантов на эти гандикапы.

Европейский прорыв Грефа закончился потерями. Для бюджета Сбербанка. На покупке-продаже заработали, причем дважды (!), все: оценщики, аудиторы, гаранты, адвокаты и т.д. А, понимая, что стоимость услуг посредников в России всегда имеет “возвращаемую” часть, то и старшие фигуры процесса, скорее всего, тоже не остались внакладе.

Немного о 200 миллионах $

Конечно, покупка DenizBank за 6 млрд.$ не идет ни в какое сравнение с мелкой аферой, учиненной закупщиками Сбербанка совместно с системным интегратором КРОК.

Как-то между строк затерялась новость о недавно прошедшем заседании суда по резонансному делу Таможня-против КРОКа. Туда сам напросился представитель Сбербанка, который отчаянно помогал Таможне доказать правоту взыскания с КРОКа штрафа в 250 млн.руб. за занижение таможенной стоимости серверов IBM. Сразу было понятно, что денег КРОК вернуть не сможет, однако общественность ожидала хотя бы частного определения в адрес Сбербанка, который купил контрабандно завезенные сервера по цене в четыре раза выше цены производителя.

Самая общая оценка переплаты (читай – ущерба бюджету Сбербанка) по этой сделке составила 200 млн. $. Т.е., Сбербанк отчаянно топил КРОК с тем, чтобы помочь государству взыскать 10 млн.$, а сам растерял по дороге в 20 раз больше. Что еще удивляет, что никто и нигде не упомянул тот факт, что КРОК работает со Сбербанком в общей сложности почти 20 лет, из которых 7 лет он успел проработать при Германе Грефе. При этом очевидно, что стоимость закупаемого оборудования не могла повышаться с годами, а, значит, и возможные переплаты были больше. Мы уже пытались рассуждать, от чего вдруг КРОК стал немил Грефу, но до этого 7 лет был мил! Простая аппроксимация покажет, что возможный ущерб от закупок ИТ в Сбербанке может составлять 1.5-2 млрд. $. Приблизительно столько же Счетная палата нашла на космодроме Восточный, и приблизительно за то же самое время.

Досрочная инаугурация Императора

29-го мая должно состояться очередное собрание акционеров Сбербанка. За время с начала года несколько раз принималось, а потом отменялось решение о вынесении вопроса продления полномочий Председателя Правления на это собрание. Действующий контракт Грефа заканчивается в декабре 2015-го года. С какой целью перевыборы делаются сейчас? Как обычно, есть два варианта: продлить полномочия, и отказать в продлении.

Оба варианта имеют “за” и “против”. В нашем понимании, аргументов “против” к настоящему времени скопилось не так уж и мало. Банк показал снижение прибыли практически в три раза, а таких низких дивидендов на акции, как планируется, давно уже не выплачивали. Банк стремительно, со скоростью 50-60 отделений в месяц, сокращает розничную сеть. Вполне понятно, что Греф стремится улучшить показатель CTI (Cost To Income) за счет укрупнения и оптимизации, однако не следует забывать, что есть плохо монетизируемый фактор – социальная ответственность и качество жизни населения. Скажем, перевод зарплатников на карточки выполнен практически поголовно, а поездка за своими кровными в районный центр не является ни приятным, ни дешевым занятием. Жалобы уже начали просачиваться и в Интернет, и даже в Администрацию президента. Руководству Сбербанка полезно вспомнить, что 50% акций принадлежит государству, для которого критерии успешной деятельности финансовой системы в целом не совсем идентичны устремлениям частного коммерческого банка.

Не исключено, что в настоящее время Сбербанку нужен не инноватор-передовик в очках Google Glass, а спокойный крепкий хозяйственник, способный чуть сбросить давление инноваций на бюджет банка. И, возможно, закончить авантюрные инвестиции в сомнительные активы. Равно как, и навести порядок в системе закупок.

Куда он мог бы уйти

Никуда. Все выглядит так, что Греф сейчас никому не нужен. Яркие политические заявления о неверном устройстве системы управления государством и необходимости создания Комитета реформ не вызвали в обществе никакого сочувствия. Вообще, надо сказать, что Греф обществом нелюбим. Репутация Чубайса ему пользы не приносит, а царские манеры, скорее всего, раздражают не очень родовитых сечиных и ротенбергов. Чужой он им, Герман Оскарович, несмотря на то, что и сам из казахстанских степей да конвойных войск, что и сам из чиновников плеяды Собчака.

Мы прогнозируем, что Греф не уйдет с теплого места. Поскольку здесь тепло и выгодно. Опять же, сын пристроен в хорошо оцененное место, да и деньги тут еще остались для того, чтобы купить что-нибудь ненужное. А потом продать!

И опять нанести ущерб Акционерам Сбербанка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий